Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы система охлаждения поддерживала определенный температурный диапазон. Если он превышен, силовой агрегат не будет функционировать, как должен, и может полностью выйти из строя.
Последствия перегрева
Превышение допустимой температуры навряд пройдет для ДВС бесследно, однако степень повреждений будет зависеть от того, насколько сильный перегрев произошел. Различают такие виды:
- слабый (либо локальный);
- средний;
- сильной тяжести.
В первом случае, если вовремя заглушить мотор, последствий все же можно избежать. При повышенной, но не достигшей критического значения температуре есть вероятность уберечь силовой агрегат от поломки, если не опоздать с выявлением проблемы и оперативно остановить мотор. Однако прокладка ГБЦ в таких условиях может все-таки прогореть.
Критический перегрев, который может сопровождаться паром из-под капота, способен полностью вывести двигатель из строя. Результатом будут оплавленные поршни и разрушенные поршневые кольца, деформация ГБЦ, появление трещин в ее корпусе и на других элементах, расплавление вкладышей на коленвале. Иногда поршни пробивают блок цилиндра.
Если двигатель внезапно заглох, причина может заключаться именно в таком перегреве. После него ДВС обычно либо не поддается восстановлению вовсе, либо же оно будет неоправданно затратным.
Что делать, если двигатель перегрелся
В первую очередь, следует остановить автомобиль – при этом не забудьте, в соответствии с ПДД, включить аварийку и выставить знак, указывающий на аварийную остановку. Дальше нужно открыть капот и подождать, когда температура вернется в норму. Чтобы ускорить этот процесс, можно полить водой радиатор – однако категорически не рекомендуется поливать сам двигатель, из-за с большой вероятностью могут появиться трещины.
Также не стоит открывать крышку радиатор: вскипевший тосол под воздействием повышенного давления может испариться, выйдя наружу, или даже обрызгать кожу и повлечь серьезные ожоги.
Когда ДВС остынет, его надо осмотреть на предмет протечек. Если их нет, можно добавить с охладительную систему тосол до нормы и попробовать завести мотор. При последующем незначительном повышении температуры можно добраться до СТО самостоятельно, если же она поднимается быстро – необходимо вызвать эвакуатор. Кроме того, без него не обойтись, если случился критический перегрев, после него попытки продолжить движение противопоказаны.